Лёгкий перехватчик Эта-2 типа "актис" (англ. Eta-2 Actis-class light interceptor), который часто называют просто "джедайский истребитель" благодаря его популярности среди пилотов-джедаев, - республиканский истребитель, использовавшийся в конце Войн клонов. Некоторые элементы его конструкции сходны с узлами Дельты-7 типа "эфирная фея" и СИД-перехватчиков Галактической Империи.
Эта-2 имеет в длину 5,47 метра, и он значительно короче Дельты-7, которая сама по себе является небольшим кораблём. Масса нового истребителя была ещё сильнее уменьшена – создатели убрали большую часть корпуса корабля, поэтому нос перехватчика стал раздвоенным. Как и его предшественник, Эта-2 слишком мал, чтобы иметь на борту гипердвигатель. Из-за этого для полётов на большие расстояния он пользуется разгонными кольцами или путешествует в ангарах кораблей-носителей. Тем не менее, на "актисе" есть место для обычного дроида-астромеха, в отличие от Дельты-7, которая располагает собственной встроенной уменьшенной моделью дроида.
Также, как у истребителей АИР-170 и V-крылов, которые разрабатывались вместе с ним, стабилизаторы Эта-2 отводят излишнее тепло от двигателя во время боя, что понижает вероятность повреждения корабля. Время от времени, хотя и не всегда, подъёмные панели раскрывают просто во время полёта, чтобы исключить перегрузку двигателей. Этот элемент конструкции превратился в радиаторные панели более поздних СИД-истребителей – их стабилизаторы служат для той же цели, однако, в отличие от плоскостей Эты-2, закреплены в одном положении.
В основном из-за того, что эта модель разрабатывалась в разгаре галактической войны, по сравнению с Дельтой-7 Эта-2 обладала большей огневой мощью: двумя большими лазерными орудиями и двумя ионными пушками. Размеры орудий позволяли считать перехватчик тяжеловооружённым кораблём, однако энергетическая система, возможности которой в те времена были ограничены, не позволяла долгое время вести непрерывный огонь. Двойные ионные двигатели, которые разработал Рейт Синар, позволяли кораблю достигать максимального ускорения в 5200 G. В отличие от Дельты-7, на Эте-2 не было щитов.
Перехватчики, на которых летали джедаи, модифицировались так, чтобы стать ещё быстрее. С них снимали тяжёлые сенсоры и приборы управления, потому что они не нужны тем, кто обладает способностями, дарованными Силой.
Большинство джедаев летало на перехватчиках стандартной расцветки (например, Оби-Ван Кеноби) – красной или синей на белой основе, но некоторые раскрашивали свои машины в необычные цвета. Первый истребитель Энакина Скайуокера был покрашен в цвет металлик с жёлтыми полосами. Этот корабль погиб во время второй битвы при Корусканте, когда "Незримая длань" развалилась на две части, поэтому некоторое время Скайуокер летал на обычном бело-зелёном перехватчике – в частности, на нём он прилетел на Мустафар, где тот, по-видимому, и остался. У Сейси Тийна был зелёный Эта-2, а у Мейса Винду – фиолетовый.
Когда Энакин Скайуокер стал Дартом Вейдером, для него построилил новый чёрный Эта-2. Вейдер летал на нём во времена становления Галактической Империи на задания, которые давал ему император Палпатин. Иногда его сопровождали истребители-V-крылы. Управлять новым кораблём Вейдеру помогал дроид-астромех Р4-К5.
В стандартную комплектацию звёздного эсминца типа "венатор" входило 192 истребителя Эта-2. Эти истребители – одни из первых, принятых на вооружение в Имперский флот.
История
Войны клонов
Эта-2 создала компания "Куат Системс Инжиниринг", стремясь развить тот успех, что принесла разработка Дельты-7. В истребителе Эта-2 было множество узлов и элементов, которые не встречались в более ранних кораблях, но он всё равно был компактнее и практичнее своих предшественников. Благодаря его небольшим размерам, в ангарах, где ранее стояли "эфирные феи", можно было разместить намного больше новых "актисов".
В республиканском флоте было намного больше "двушек", чем "семёрок", несмотря на то, что изначально они разрабатывались исключительно для джедаев. Внешний вид Эта-2 послужил основой для более поздних имперских СИД-истребителей – это помогло сделать их такими дешёвыми и эффективными и дало возможность создать разнообразные модели.
Имперская эра
Через несколько лет после того, как Галактическая Республика превратилась в Галактическую Империю, линейку Альфа/Дельта/Эта купил Рейт Синар. Компания "Синар Флит Системс" использовала некоторые элементы Эта-2 при создании СИД-истребителей: вертикальные радиаторные панели, двойные ионный двигатели и, конечно, иллюминаторы, состоящие из нескольких частей.
Тем не менее, самое большое наследие, оставленное Этой-2 – сама концепция создания корабля. Именно благодаря ему стала так популярна идея, что маленькие, не оснащённые щитами и относительно слабо вооружённые истребители, массово выпускающиеся с использованием дешёвых материалов и технологий, могут быть намного более эффективны, чем уступающие им по численности более дорогие и более высокакачественные корабли. Такой взгляд не только послужил причиной доминирования кораблей серии СИД, но и стал толчком к сворачиванию производства более высокакачественных истребителей, таких как АИР-170. Однако руководству имперского флота впоследствии пришлось пожалеть о принятом решении, потому что преемник АИР-170, "крестокрыл" Т-65, доказал, что намного превосходит имперских СИД-перехватчиков, и сыграл ключевую роль в поражении Империи в Галактической гражданской войне.
Во времена Галактической гражданской войны в имперском флоте ещё стояло на вооружении несколько Эта-2, которые предназначались для опытных пилотов. Остальные были захвачены Альянсом повстанцев и различными пиратскими группировками, но и в них предъявлялись такие же требования к тем, кто летал на Эта-2.